Что делать, если страхи мешают летать?

Примерно 20% тех, кто путешествует на самолетах, страдают аэрофобией. Это может проявляться по-разному – от легкой дрожи в руках до самых настоящих панических атак. К счастью, психологи уже открыли методы борьбы с этой напастью – и способы реально работают. А чего еще боятся пассажиры, кроме самого полета?

Специалисты выделяют 3 основных вида «воздушных тревог». О них мы расскажем ниже и дадим рекомендации, как по возможности избавиться от каждого.

Страх замкнутого пространства. «Мне так сложно летать, ведь я страдаю клаустрофобией!» - этой фразой многие люди объясняют свое волнение, нервозность и даже чрезмерное употребление спиртного в полете. Между тем клаустрофобия как таковая – это болезненное состояние, которое требует серьезной психотерапии. На бытовом же уровне под этим словом чаще всего понимается дискомфорт, который появляется при долгом пребывании в замкнутом пространстве. У некоторых людей он возникает органически, в силу особенностей натуры. Так, например, холерикам тяжело выносить многочасовую вынужденную неподвижность, которая неизбежна в воздушном путешествии. Еще у части путешественников на сам полет переносятся неприятные эмоции, связанные, например, с последующими событиями. И это тоже становится причиной неприятных ощущений.

- На важную деловую встречу с иногородними клиентами меня отправили неожиданно, – рассказывает Наталья Д., руководитель отдела. - Вопрос нужно было решить в кратчайшие сроки, поэтому в столицу я отправилась самолетом. Если учесть, что опыта таких серьезных переговоров у меня раньше не было, да и отношусь я к своим способностям критично, нетрудно представить, как я себя «накрутила». Мне хотелось покурить, выпить, громко кричать, но больше всего – выйти из самолета. Казалось, что стены и потолок салона давят на меня физически. К середине полета я утвердилась в мысли, что у меня самая настоящая клаустрофобия, которая вот-вот повлечет страшную паническую атаку, а потом я потеряю сознание прямо в самолете. К счастью, мое волнение заметила соседка по креслу. Долгий разговор, в котором я подробно описала все, что чувствую и что мне предстоит, помог лучше всяких успокоительных. Моя попутчица поведала, что у нее тоже бывают подобные состояния – именно перед какими-то важными событиями, где многое зависит лично от нее. Только у нее дискомфорт обычно возникает не в самолете, а… в метро или в такси. И клаустрофобия, о которой мы так любим говорить, тут совершенно не при чем. Это просто удобный термин, которым легко описать свое состояние. Как ни странно, соседка оказалась права. Через месяц я впервые в жизни летела в отпуск – и в пути не возникло ни малейшего намека на боязнь замкнутого пространства, только радость и интерес к окружающим.

Как отличить «настоящую» клаустрофобию от «бытовых» неприятных ощущений? Будьте внимательны! Если вашу боязнь замкнутого пространства невозможно преодолеть с помощью аутотренинга, переключения мыслей на что-либо другое, рационального анализа, если при мысли о полете вас охватывает иррациональный страх, неподвластный обоснованию и пониманию, если уже на борту у вас неожиданно наступают панические атаки – это действительно клаустрофобия как серьезное невротическое состояние! В таких случаях нужна помощь врача-психотерапевта!

Страх беспомощности. «А вдруг мне станет плохо, когда мы будем пролетать над Пакистаном? Вдруг я потеряю сознание? Вдруг у меня будет сердечный приступ?» Странно слышать подобные реплики от человека в расцвете сил, но это факт. Люди относительно молодые переживают перед полетом за свою жизнь и здоровье чаще, чем пенсионеры. Справедливости ради нужно сказать, что примерно в половине случаев опасения имеют под собой основание – в виде гипертонии, диабета или другого серьезного хронического заболевания. Но при этом люди, подверженные недугам, лучше заботятся о своей безопасности и яснее представляют себе все риски. По большей части за них можно не переживать. А вот беспочвенные страхи часто возникают у мнительных людей с повышенной возбудимостью, синдромом повышенной тревожности. Еще одна причина таких эскапад – желание привлечь к себе внимание и стать объектом повышенной заботы.

Первое, что стоит сделать в таких случаях – установить, откуда «растут ноги» у вашего страха. Именно у вашего, а не у чужого. Вы подозреваете у себя хроническую болезнь, вам периодически становится плохо на улице, темнеет в глазах, вы падаете в обмороки? Пройдите обследование у врача. У вас время от времени повышается или снижается давление? Сходите на консультацию к специалисту, пусть он выберет мягкие средства, уместные именно в вашем случае. Считаете, что спровоцировать болезненное состояние может сам полет? Изучите информацию о том, что происходит с человеческим организмом на протяжении всего воздушного путешествия, включая взлет и посадку. Кратковременный дискомфорт, как правило, связан с перегрузками. Также стоит учитывать, что давление и влажность в салоне отличаются от привычных «земных» - это тоже может стать источником необычных ощущений. Но в целом современные авиапутешествия безопасны – ведь даже беременные женщины на больших сроках летают без катастрофических последствий для здоровья.

Но если все же вам станет не по себе уже в воздухе – беспокоиться нет причины. Экипаж любого самолета умеет оказывать первую медицинскую помощь – это входит в обязанности бортпроводников. Если у вас закружится голова или вам покажется, что обморок уже близок – обратитесь к стюарду. Он принесет аптечку и сделает все, чтобы облегчить ваше неприятное состояние.

Страх не иметь контроля над ситуацией. Отчасти этот случай схож с предыдущим. «В самолете от меня ничего не зависит, я беспомощен и не смогу ничего сделать, если вдруг что-то пойдет не так» - вот как описывают свои ощущения тревожащиеся пассажиры. И здесь, как ни в какой другой ситуации, свои плоды дает разумный подход.

Определите - что именно вас беспокоит? То, что откажет техника, а вы не сможете ничего сделать? Но и на земле вы вряд ли почините поезд или пассажирский автобус, если он сломается. То, что вам станет плохо в рейсе? Об этом мы достаточно подробно написали в предыдущем пункте. Что самолет загорится, упадет, а «выйти» из него вы не сможете? Вряд ли вы попадете в центр такого увлекательного действа. Воздушные суда осматривают и обслуживают гораздо тщательнее, чем маршрутки и даже поезда – в пассажирской авиации очень строгие требования. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к независимым источникам информации. Взгляните на ситуацию трезво. Отстранитесь от эмоциональных новостей «желтой прессы» и скандальных программ по телевидению. Сгущать краски стремятся многие СМИ – это их работа. А вам нужны холодные и четкие данные без истерических интонаций на фоне.

Если вас волнует конкретная ситуация (например, что случится, если в воздухе у «Боинга» или «Ту» вдруг откажет один двигатель) – лучше обратиться за разъяснениями непосредственно к летчикам, причем заранее и в спокойной обстановке. Очень помогают в таких случаях тематические форумы, где пилотам можно задать любой вопрос и получить достоверный ответ. Полезно также почитать нормативные документы гражданской авиации, посмотреть документальные фильмы о пассажирских рейсах и даже видеоролики, снятые самими летчиками в кабине воздушного судна. Это успокаивает и рассеивает сомнения.

Другие статьи

  • Мечта становится реальностью
    «Время – деньги!» Чем меньше времени будет потрачено на трансфер (в нашем случае - перелет), тем больше его останется на важные встречи и успешные сделки. Если еще пару лет назад арендовать самолет могли только очень обеспеченные люди, то сегодня мечта многих стала реальностью. В соврем..
  • Полет: что дороже? Выбираем каким классом лететь!
    Покупая практически любой авиабилет, мы решаем одну задачу: что лучше поберечь. Деньги или силы? То бишь какой класс для путешествия выбрать? В большинстве российских компаний выбирать придется между эконом-классом, бизнес-классом и первым классом. Разберемся: что почем? Начнем с двух дороги..
  • Ужас потери багажа!
    У каждого сотого пассажира теряется багаж в аэропорту. Страх не получить свои вещи по прилету порой преследует людей много лет. Как с ним бороться? Это довольно сложно. Нужно попробовать минимизировать риск потери вещей. Единственный способ, который дает 100% гарантию – это просто ничего не сдават..
  • Как выбрать чемодан для авиаперелета?
    В 1854 году французский сундучник - Луи Виттон – изготовил первый дорожный чемодан. Он также придумал материал для него – лен с водоотталкивающим клеем. Мастер шил чемоданы только избранным, богатым людям. Он ставил на них свой логотип «LV», который существует и по сей день. Сегодня, конечно же, вы..
  • Где проходит время в ожидании вылета?
    Если еще пару лет назад авиаперелеты могли себе позволить люди состоятельные, то сейчас практически каждый может купить билет. Такое резкое изменение случилось вследствие расширения рынка перевозок, появления огромного количества воздушных компаний. Туристы могут сами выбрать из сотни существ..

Скидки от авиакомпаний

Рассылка

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Челябинскот 10340 RUB
Сянъян (Сянфань)от 135 EUR
Бермудыот 3569 EUR
Виллемстад (Кюраса..от 403 EUR
Куусамоот 122 EUR
Бадахосот 20245 RUB
Удждаот 294 EUR

Статьи и обзоры

Рейтинг@Mail.ru Ramblers
Top100 Яндекс.Метрика