Самая романтичная «небесная» профессия

Вручную закатывать самолет в ангар и носить ведра с топливом для дозаправки – сейчас нам даже представить сложно, как это может выглядеть. Однако именно это входило в обязанности первых стюардесс. Правда, с того времени прошло уже больше 80 лет. Женщины-бортпроводницы появились на рейсах пассажирской авиации только в 1930 году. Прежде комфорт и безопасность пассажиров обеспечивали стюарды-мужчины, а еще раньше за это и вовсе отвечал второй пилот.

Первой в истории стюардессой стала американка – медсестра Эллен Черч. День, когда она вышла в свой первый рейс, считается днем рождения профессии – 15 мая 1930 года. Самое интересное, что сначала Эллен Черч хотела стать пилотом. Именно поэтому она пошла учиться в компанию Boeing Air Transport. Но вскоре девушке предложили набрать группу из нескольких человек, готовых занять совершенно новую должность, и самой присоединиться к ним.

Обязанности первых бортпроводниц были весьма тяжелыми и неприглядными. В полете девушкам приходилось даже чистить ботинки пассажирам и убирать туалеты. Кроме того, стюардессы занимались погрузкой багажа, наводили порядок в пилотской кабине, проверяли, надежно ли крепятся к полу пассажирские кресла, а в аэропорту помогали наземному персоналу – каким именно образом, мы уже описали в начале материала. При этом девушки проводили в воздухе около 100 часов в месяц (сейчас норма составляет 77-88 часов). Стоит учесть, что по тогдашним требованиям стюардессы были просто миниатюрными – не выше 163 см и не тяжелее 53 кг.

Сейчас же правила изменились прямо противоположным образом. Идеальная бортпроводница – девушка ростом около 170 см и возрастом около 25 лет. Стюардесс ниже 160 см практически не встретишь – авиакомпании устанавливают достаточно жесткие нормы. И касается это не только внешности. Бортпроводница должна иметь отличное здоровье – иначе не выдержать нагрузок. А они впечатляют: постоянная смена часовых поясов, перепады давления, «разорванный» график сна и бодрствования. Прибавьте сюда особый кондиционированный воздух в салоне самолета – в нем гораздо меньше кислорода, чем «на земле», и всего около 20% влаги. И если у стюардессы есть, скажем, заболевания сердечно-сосудистой системы, она просто не сможет выполнять свои рабочие обязанности. А их за 80 лет меньше не стало – скорее, только прибавилось.

С чего начинается рабочий день бортпроводника? С прибытия в аэропорт за два-три часа до вылета. Скажем, если самолет отправляется в рейс в 6 утра, все члены экипажа обязаны быть в аэропорту около 4 часов ночи. Стюардессы проходят досмотр службы безопасности и медицинский контроль перед рейсом. Врач внимательно оценивает состояние работников – даже с насморком «в небо» не выпустят.

Примерно за час до отправки рейса проводится предполетный брифинг. На нем присутствуют все пилоты и бортпроводники (кабинный экипаж). Точное число стюардов зависит от типа самолета, норм авиакомпании. У каждого есть четко закрепленные обязанности: кто-то отвечает за аварийно-спасательную часть, кто-то за питание, кто-то – за бытовое обслуживание. Приемом груза и багажа также ведает один из членов кабинного экипажа, поэтому бортпроводницы обязаны знать порядок приема и сдачи вещей, требования к багажу, нормативную документацию.

На предполетном брифинге у всех бортпроводниц проверяют аварийно-спасательную подготовку. Это самое важное в работе стюардесс: каждая из них отвечает за безопасность, каждая должна уметь эвакуировать пассажиров из самолета за полторы минуты. Опытные представительницы этой профессии рассказывают, что в момент взлета у них в голове автоматически проносится «кино» - порядок действий при чрезвычайной ситуации. Сколько в самолете надувных трапов, что делать, если за ближайшей дверью огонь, как действовать при экстренной посадке – всему этому бортпроводников сначала учат на курсах, а потом периодически «обновляют» знания и проверяют подготовку. Обычно стюардессы выезжают на «тренировки» раз в полгода. А на предполетном брифинге пилот имеет право задать любому члену экипажа любой вопрос о порядке действий в экстренной ситуации. И если бортпроводник не сможет ответить, его вправе снять с рейса и заменить другим.

Каждая стюардесса, даже если она прирожденный гуманитарий, обязана знать техническое устройство и оснащение самолета. Именно поэтому бортпроводницам приходится переучиваться, если они начинают работать на воздушных судах другого типа (допустим, на «Боинге» после «Ту»).

После брифинга члены экипажа проводят предполетную подготовку – уже на борту. Ответственные за питание принимают еду, сверяют количество порций, наличие многих необходимых вещей, от посуды до салфеток. Ведающая коммерческой загрузкой принимает на борт багаж и почту, сверяется с накладными. Тот из членов экипажа, кто отвечает за аварийно-спасательное оборудование, считает количество спасательных жилетов и другого нужного оснащения, контролирует, все ли закреплено на местах, работает ли система аварийного освещения. Все в порядке? Функционирует? О готовности докладывают пилотам. И только после этого можно встречать пассажиров.

Немногие путешественники знают, что стюардессы – это в большинстве своем еще и хорошие психологи. Бортпроводницы со стажем уже по внешнему виду путешественника и паре реплик могут определить, чего стоит ожидать от него в полете. Кто способен впасть в тихую панику или проявить агрессию по отношению к соседям по самолету? Если стюардесса «вычисляет» таких людей, в голове у нее рождается несколько вариантов действия, причем это может происходить автоматически, без особых усилий. Почему так получается? Потому что в бортпроводницы изначально попадают девушки с особым складом характера. С одной стороны, нужна общительность и дружелюбие, с другой – решительность и уравновешенность. Стюардесса должна уметь и ласково успокоить заплакавшего ребенка, и жестко «поставить на место» буяна, угрожающего разнести весь салон.

Стрессоустойчивость, проницательность и способность найти подход к каждому – вот что требуется от кабинного экипажа. Девушка угрюмая, недружелюбная и мнительная в стюардессы не попадет. Недаром же для поступающих на курсы бортпроводников обязательно проводится психологическое тестирование – иногда в нем бывает до 500 заданий! Именно это помогает выявить, как человек поведет себя в экстремальной ситуации. Правда, сами «небесные ангелы» меньше всего хотят, чтобы в полете произошло нечто «впечатляющее». Тем не менее, время от времени бортпроводницам приходится и принимать роды, и спасать пассажиров с сердечным приступом, и помогать при банальных панических атаках. Поэтому, кроме психологии, девушки блестяще знают основы медицинской помощи и каждые полгода повторно проходят курсы по этому направлению.

Независимо от того, случилось ли в полете что-то экстраординарное, по прибытии на землю обязанности не заканчиваются. После прощания с пассажирами бортпроводницы обязаны осмотреть самолет - не забыл ли кто-то из пассажиров пиджак или сумку, не взял ли «на память» спасательный жилет, все ли двери и прочее оборудование исправно работают. Затем следует проверка безопасности – нет ли где-либо в салоне подозрительных предметов. И только после этого стюардессы сдают транспорт наземным службам: коммерческим, техническим, бытовым.

Бортпроводник – одна из тех профессий, где рабочий день действительно ненормирован. Здесь нужно уметь совмещать несовместимое «в рамках» одной личности. И о романтичности этой профессии тоже можно поспорить. Ясно одно: ее стоило «изобрести». В противном случае пассажирские перелеты были бы далеко не такими комфортными и безопасными, как сейчас.

Другие статьи

  • Турбулентность и воздушные ямы
    Садясь в самолет, человек начинает бояться. Мы привыкли жить на земле – твердой, устойчивой поверхности. Стоит лишь чуть-чуть оторвать нас от нее – и все, страх обволакивает до покалывания в пальцах и влажности рук. Боимся всего – чтобы двигатель не отказал, чтобы с самолетом ничего не случилось…..
  • Удивительный мир аэропортов
    Порой даже опытному путешественнику бывает трудно сориентироваться в огромном здании аэропорта. Что уж говорить о новичках! Давайте вместе разберемся: Куда идти? Что делать? Как не потеряться? Главное правило любого рейса – не опаздывать! Самолет никого ждать не будет. Ну, конечно же, если вы не к..
  • Мы же тоже люди!
    Один из московских аэропортов, зал регистрации. В очереди - женщина в инвалидной коляске. Она протягивает свой паспорт и билет работнику авиакомпании. Та, мельком взглянув на документы, говорит, что не посадит беспомощного инвалида на борт без сопровождения. А то вдруг ей станет плохо, ведь стюарде..
  • Синдром эконом-класса
    Сколько времени человек может находиться без движения? Очень недолго. Даже во сне мы ворочаемся, шевелимся, то есть не лежим абсолютно спокойно. Человеческий организм создан для динамики, а не для статики. У специалистов даже есть понятие «двигательный голод». Он возникает при вынужденной неподвижн..
  • Перевозка музыкальных инструментов воздушным транспортом
    «Мне нужно перевезти в багаже скрипку, флейту, гитару… Как это лучше сделать?» - подобные вопросы периодически поступают от пассажиров к представителям авиакомпаний. aviashop.ru рассказывает о принятых правилах воздушной перевозки музыкальных инструментов. Как известно, хрупкие вещи, требую..

Скидки от авиакомпаний

Рассылка

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Сан-Андресот 698 USD
Брадфордот 299 EUR
Кожикоде (Каликут)от 210 EUR
Лидсот 12080 RUB
Охаот 6795 RUB
Оитаот 579 EUR
Ламеция-Термеот 30 EUR

Статьи и обзоры

Рейтинг@Mail.ru Ramblers
Top100 Яндекс.Метрика