Самая романтичная «небесная» профессия

Вручную закатывать самолет в ангар и носить ведра с топливом для дозаправки – сейчас нам даже представить сложно, как это может выглядеть. Однако именно это входило в обязанности первых стюардесс. Правда, с того времени прошло уже больше 80 лет. Женщины-бортпроводницы появились на рейсах пассажирской авиации только в 1930 году. Прежде комфорт и безопасность пассажиров обеспечивали стюарды-мужчины, а еще раньше за это и вовсе отвечал второй пилот.

Первой в истории стюардессой стала американка – медсестра Эллен Черч. День, когда она вышла в свой первый рейс, считается днем рождения профессии – 15 мая 1930 года. Самое интересное, что сначала Эллен Черч хотела стать пилотом. Именно поэтому она пошла учиться в компанию Boeing Air Transport. Но вскоре девушке предложили набрать группу из нескольких человек, готовых занять совершенно новую должность, и самой присоединиться к ним.

Обязанности первых бортпроводниц были весьма тяжелыми и неприглядными. В полете девушкам приходилось даже чистить ботинки пассажирам и убирать туалеты. Кроме того, стюардессы занимались погрузкой багажа, наводили порядок в пилотской кабине, проверяли, надежно ли крепятся к полу пассажирские кресла, а в аэропорту помогали наземному персоналу – каким именно образом, мы уже описали в начале материала. При этом девушки проводили в воздухе около 100 часов в месяц (сейчас норма составляет 77-88 часов). Стоит учесть, что по тогдашним требованиям стюардессы были просто миниатюрными – не выше 163 см и не тяжелее 53 кг.

Сейчас же правила изменились прямо противоположным образом. Идеальная бортпроводница – девушка ростом около 170 см и возрастом около 25 лет. Стюардесс ниже 160 см практически не встретишь – авиакомпании устанавливают достаточно жесткие нормы. И касается это не только внешности. Бортпроводница должна иметь отличное здоровье – иначе не выдержать нагрузок. А они впечатляют: постоянная смена часовых поясов, перепады давления, «разорванный» график сна и бодрствования. Прибавьте сюда особый кондиционированный воздух в салоне самолета – в нем гораздо меньше кислорода, чем «на земле», и всего около 20% влаги. И если у стюардессы есть, скажем, заболевания сердечно-сосудистой системы, она просто не сможет выполнять свои рабочие обязанности. А их за 80 лет меньше не стало – скорее, только прибавилось.

С чего начинается рабочий день бортпроводника? С прибытия в аэропорт за два-три часа до вылета. Скажем, если самолет отправляется в рейс в 6 утра, все члены экипажа обязаны быть в аэропорту около 4 часов ночи. Стюардессы проходят досмотр службы безопасности и медицинский контроль перед рейсом. Врач внимательно оценивает состояние работников – даже с насморком «в небо» не выпустят.

Примерно за час до отправки рейса проводится предполетный брифинг. На нем присутствуют все пилоты и бортпроводники (кабинный экипаж). Точное число стюардов зависит от типа самолета, норм авиакомпании. У каждого есть четко закрепленные обязанности: кто-то отвечает за аварийно-спасательную часть, кто-то за питание, кто-то – за бытовое обслуживание. Приемом груза и багажа также ведает один из членов кабинного экипажа, поэтому бортпроводницы обязаны знать порядок приема и сдачи вещей, требования к багажу, нормативную документацию.

На предполетном брифинге у всех бортпроводниц проверяют аварийно-спасательную подготовку. Это самое важное в работе стюардесс: каждая из них отвечает за безопасность, каждая должна уметь эвакуировать пассажиров из самолета за полторы минуты. Опытные представительницы этой профессии рассказывают, что в момент взлета у них в голове автоматически проносится «кино» - порядок действий при чрезвычайной ситуации. Сколько в самолете надувных трапов, что делать, если за ближайшей дверью огонь, как действовать при экстренной посадке – всему этому бортпроводников сначала учат на курсах, а потом периодически «обновляют» знания и проверяют подготовку. Обычно стюардессы выезжают на «тренировки» раз в полгода. А на предполетном брифинге пилот имеет право задать любому члену экипажа любой вопрос о порядке действий в экстренной ситуации. И если бортпроводник не сможет ответить, его вправе снять с рейса и заменить другим.

Каждая стюардесса, даже если она прирожденный гуманитарий, обязана знать техническое устройство и оснащение самолета. Именно поэтому бортпроводницам приходится переучиваться, если они начинают работать на воздушных судах другого типа (допустим, на «Боинге» после «Ту»).

После брифинга члены экипажа проводят предполетную подготовку – уже на борту. Ответственные за питание принимают еду, сверяют количество порций, наличие многих необходимых вещей, от посуды до салфеток. Ведающая коммерческой загрузкой принимает на борт багаж и почту, сверяется с накладными. Тот из членов экипажа, кто отвечает за аварийно-спасательное оборудование, считает количество спасательных жилетов и другого нужного оснащения, контролирует, все ли закреплено на местах, работает ли система аварийного освещения. Все в порядке? Функционирует? О готовности докладывают пилотам. И только после этого можно встречать пассажиров.

Немногие путешественники знают, что стюардессы – это в большинстве своем еще и хорошие психологи. Бортпроводницы со стажем уже по внешнему виду путешественника и паре реплик могут определить, чего стоит ожидать от него в полете. Кто способен впасть в тихую панику или проявить агрессию по отношению к соседям по самолету? Если стюардесса «вычисляет» таких людей, в голове у нее рождается несколько вариантов действия, причем это может происходить автоматически, без особых усилий. Почему так получается? Потому что в бортпроводницы изначально попадают девушки с особым складом характера. С одной стороны, нужна общительность и дружелюбие, с другой – решительность и уравновешенность. Стюардесса должна уметь и ласково успокоить заплакавшего ребенка, и жестко «поставить на место» буяна, угрожающего разнести весь салон.

Стрессоустойчивость, проницательность и способность найти подход к каждому – вот что требуется от кабинного экипажа. Девушка угрюмая, недружелюбная и мнительная в стюардессы не попадет. Недаром же для поступающих на курсы бортпроводников обязательно проводится психологическое тестирование – иногда в нем бывает до 500 заданий! Именно это помогает выявить, как человек поведет себя в экстремальной ситуации. Правда, сами «небесные ангелы» меньше всего хотят, чтобы в полете произошло нечто «впечатляющее». Тем не менее, время от времени бортпроводницам приходится и принимать роды, и спасать пассажиров с сердечным приступом, и помогать при банальных панических атаках. Поэтому, кроме психологии, девушки блестяще знают основы медицинской помощи и каждые полгода повторно проходят курсы по этому направлению.

Независимо от того, случилось ли в полете что-то экстраординарное, по прибытии на землю обязанности не заканчиваются. После прощания с пассажирами бортпроводницы обязаны осмотреть самолет - не забыл ли кто-то из пассажиров пиджак или сумку, не взял ли «на память» спасательный жилет, все ли двери и прочее оборудование исправно работают. Затем следует проверка безопасности – нет ли где-либо в салоне подозрительных предметов. И только после этого стюардессы сдают транспорт наземным службам: коммерческим, техническим, бытовым.

Бортпроводник – одна из тех профессий, где рабочий день действительно ненормирован. Здесь нужно уметь совмещать несовместимое «в рамках» одной личности. И о романтичности этой профессии тоже можно поспорить. Ясно одно: ее стоило «изобрести». В противном случае пассажирские перелеты были бы далеко не такими комфортными и безопасными, как сейчас.

Другие статьи

  • Сон в самолете
    Многие мои знакомые жалуются на невозможность порой расслабиться и заснуть во время полета. Как правило, решали они этот вопрос достаточно просто – покупали на борту алкоголь! Он действует на многих людей, как хорошее снотворное. Но авиакомпании стали запрещать или ограничивать продажу спиртного в..
  • Полет: что дороже? Выбираем каким классом лететь!
    Покупая практически любой авиабилет, мы решаем одну задачу: что лучше поберечь. Деньги или силы? То бишь какой класс для путешествия выбрать? В большинстве российских компаний выбирать придется между эконом-классом, бизнес-классом и первым классом. Разберемся: что почем? Начнем с двух дороги..
  • Фитнес на борту
    Практически все, кто хотя бы один раз летал, жалуются на усталость в спине и плечах и затекшие ноги. Кроме того, многие считают, что такое состояние в самолете – это норма и ничего нельзя изменить. Данные личности заявляют: «Если пассажиры хотят быстро добраться до пункта назначения, то и неудобст..
  • Чартер - авиаперевозки по заказу
    Чартерные перелеты для россиян – давно уже не экзотика. Но тем не менее у многих путешественников периодически возникают вопросы, связанные с подобными перевозками. Что же нужно знать о чартерных рейсах - особенно если вы собираетесь ими воспользоваться? Английский глагол сharter, от которог..
  • Электронный авиабилет. One way e-ticket.
    Абстрактное понятие – то, чего нельзя потрогать. Наши граждане подозрительно относятся к тому, что в принципе не пощупаешь. Например, e-ticket – новшество 21 века: он же – электронный билет. Бронирование на авиарейс осуществляется стандартным образом (вы высылаете паспортные данные), но теперь..

Скидки от авиакомпаний

Рассылка

Лучшие тарифы

Специальная стоимость авиабилетов - это реальная возможность купить билеты дешево, если Вам подходят условия его действия.

Энфида (Хаммамет)от 16150 RUB
Лусакаот 154990 RUB
Ломеот 289 EUR
Тампереот 100 EUR
Киншасаот 1229 EUR
Гибралтарот 11860 RUB
Воркутаот 12500 RUB

Статьи и обзоры

Рейтинг@Mail.ru Ramblers
Top100 Яндекс.Метрика